другой причиной, по которой мы не можем так уж неудержимо печалиться об оклеветанном ричарде третьем, есть тот широкий резонанс в искусстве, который получила трогательная история принцев тауэра. если бы генрих седьмой просто так тихонько их укокошил, никто бы и не вспомнил про каких-то там мелких эдуарда шестого и ричарда йоркского, и не радовали бы наши глазки такие вот картинки (конечно, тогда бы милле нарисовал что-нибудь еще, но мне именно эти детишки очень нравятся):



помимо повторяемых многократно множества причин, по которым убийство принцев ричардом выглядит нелепым и бессмысленным (ну не нужна была ему их смерть, он и так стал королем законно, а если бы и приспичило вдруг, так ведь проще простого было бы объявить их умершими от болезни, или казненными после попытки бегства - генрих седьмой именно так и поступил со слабоумным эдуардом уориком, сыном кларенса, да и с кучей других гипотетических претендентов на трон или на заговор, а по идее претендентом на заговор может быть вообще кто угодно, что очень удобно), мне кажется более весомой еще одна - это маленький эдуард миддлгемский, сын ричарда, ребенок настолько слабый и болезненный, что даже на коронации отца не смог присутствовать, и хоть и стал после нее принцем уэльским, так свой родной замок и не покинул, а через год и вообще скончался. был он одногодкой ричарда йоркского, своего кузена, и если бы отец его хоть раз подумал об убийстве племянников, не увидел бы он на их месте своего сына - и не ужаснулся бы, что и с ним может произойти? факты фактами, а мне именно этот довод кажется самым весомым. маленький принц уэльский так и остался навсегда в северных краях, единственный принц, похороненный не в вестминстере, а оставшийся где-то среди йоркширских болот.



ну и чтоб все совсем расплакались - через год после сына ричард третий потерял и любимую жену, анну невилл, причем на похоронах рыдал в открытую, хоть это королям и не пристало. все знают, что до ричарда анна была невестой эдуарда уэльского ланкастера, но мало кто вспоминает, что еще до этого, в четырнадцатилетнем возрасте, она была помолвлена с юным ричардом, тогда отец ее уорик еще дружил с йорками и отдал ее старшую сестру за кларенса, а их с глостером повенчать не успел - перешел на сторону ланкастеров, и стала анна женой местного принца. когда йорки утвердились и от уорика с ланкастерами не осталось ничего, кроме наследства, кларенс все пытался извести бедную анну, чтоб все заграбастать себе, и тогда благородный ричард встал на защиту девушки, и была там чрезвычайно романтическая история с преследованиями, погонями, спасением и счастливым концом - ричард и анна поженились, ему было двадцать лет, ей шестнадцать, и прожили двенадцать лет в любви и согласии, но, увы, вслед за сыном и анна покинула ричарда, несчастнейшего из королей. если кто запутался во всех этих эдуардоричардоланкастеройоркоуориках, то просто может всплакнуть по бедному королю, потерявшему всех, кого любил, а вскоре и корону и жизнь - и еще вопрос, не был ли он и сам рад избавиться от последней из перечисленного, если жить ему уже было не для кого. такого типа душещипательные истории любил изображать милле, не тот который milleT, лягушатник и жан-франсуа, а который джон эверетт и millaiS. и который сам был неимоверным милашкой с удивительной любовной историей, счастливой во всех отношениях, а еще правильные темы для картин выбирал - шекспир, инки, детство уолтера рэйли:



рэйли, кстати, в той же башне тауэра содержался, где вроде как принцы были похоронены под лестницей. поэтому очереди там неимоверные, почти как в сокровищницу. моя не пробралась( но когда-нибудь прокрадется, несомненно)